Инга Микаелян, Сергей Хитров

Ведущие аналитики РБК

Российский fashion-рынок переживает непростые пост-кризисные времена. Покупательские привычки, связанные с предметами моды, которые были у нас до 2014 года, скорее всего не вернутся в ближайшее время – желание сэкономить на не самом необходимом до сих пор сильнее желания быть в тренде. Как в такой ситуации модным брендам выстраивать экономическую политику?

Инга Микаелян и Сергей Хитров – ведущие аналитики РБК, специализирующиеся на рынке одежды и обуви. Они представили нам результаты своих статистических исследований, касающихся настоящего и ближайшего будущего российского fashion-рынка.
Какие сегменты модного рынка в России показывают рост, а какие – падение?

Мы по-прежнему фиксируем падение рынка женской одежды. По итогам 2018 года оборот сегмента снизился на 0,7%, составив 997 млрд рублей. На рынке мужской одежды наблюдается слабый рост: за прошедший год продажи выросли с 646 до 651 млрд рублей. Более динамично развивается рынок детской и подростковой одежды. В этом сегменте мы уже отмечаем 10% рост – за 2018 год его оборот вырос с 351 до 389 млрд рублей.

На обувном рынке быстрее восстанавливаются мужской и детский сегменты. Продажи мужской обуви растут опережающими темпами, благодаря реализации отложенного спроса – прироста на 8,5% по итогам 2018 года до 211 млрд рублей. В детском сегменте – прирост на 13,6% до 195 млрд рублей. Что касается сегмента женской обуви, то там ситуация сложнее. До кризиса женщины значительно чаще совершали так называемые спонтанные покупки, приобретая, в том числе, и излишнюю обувь. Кризис заставил их изменить потребительскую стратегию, выбор и покупка обуви стали более осознанными. Поэтому динамика сегмента пока отрицательная – -2,2% по итогам 2018 года.

Хотим отметить, что приведена статистика реального роста, то есть в сопоставимых ценах.

Что происходит с продажами модных товаров в больших городах и в регионах?

На рынке по-прежнему сильны рационализаторские настроения, модные тенденции пока отодвинуты на второй план. Убежденность в рационализации потребительского поведения стала явственно ощущаться при анализе динамики и структуры продаж игроков рынка за 2015 – 2018 года. Падение доходов населения на фоне роста цен в рознице создало условия, при которых рядовой российский покупатель был вынужден придерживаться экономичной стратегии в покупках. При этом происходящие изменения мы оцениваем как долгосрочный тренд. Сейчас покупатель совершает меньше спонтанных покупок и более взвешенно подходит к вопросу о расходах на одежду. Наблюдаемыми проявлениями этих процессов являются внимание россиян к скидкам и акциям, отказ от покупок или переход в более низкий ценовой сегмент.

Удалось ли российскому модному рынку стабилизироваться и наладить рост?

Кризис фэшн-ритейла в настоящее время в России преодолен, впереди – восстановление рынка. Однако быстрого возврата к докризисным показателям ожидать не стоит. По итогам 2018 года рынок розничных продаж одежды увеличился на 1,8% в натуральном выражении, а обуви – на 4,9%. После падения более чем на 20% цифры отнюдь не выглядят впечатляющими. Это связано с тем, что россияне не оправились от последствий обвала рубля и роста цен в кризисные 2015-2016 годы. Розница в России была драйвером роста всей экономики с начала 2000-х годов, но сейчас на первое место вышли другие факторы. В ближайшие годы мы можем ожидать ужесточения конкуренции между лидерами рынка за покупателя, включая оптимизацию ассортиментной и ценовой политик, а также изучение массива данных о потребительском поведении и совершенствования программ лояльности.
На рынке по-прежнему сильны рационализаторские настроения, модные тенденции пока отодвинуты на второй план. Убежденность в рационализации потребительского поведения стала явственно ощущаться при анализе динамики и структуры продаж игроков рынка за 2015 – 2018 года. Падение доходов населения на фоне роста цен в рознице создало условия, при которых рядовой российский покупатель был вынужден придерживаться экономичной стратегии в покупках. Происходящие изменения мы оцениваем как долгосрочный тренд.
Как сейчас развивается интернет-коммерция в России?

По оценкам РБК Исследования рынков, в 2018 году онлайн-продажи товаров категории fashion выросли на 30% в реальном выражении и составили 233,1 млрд рублей. Приведенная динамика сегодня активно противопоставляется околонулевым показателям развития розницы. По итогам года продажи fashion-ритейлеров в офлайне выросли лишь на 1%. Стагнация на фоне стремительного развития онлайн-продаж заставляет операторов модной индустрии активно перестраивать бизнес-процессы, делая все больший акцент на интернете как наиболее перспективном канале продаж.

В этой связи в 2018 году продолжилась тенденция по выходу офлайн-ритейлеров в онлайн-пространство. Сегодня 61% одежных и 37% обувных ритейлеров развивают собственные интернет-площадки. По итогам года собственные интернет-магазины открыли M.Reason, «Стокманн», Cacharel, Gloria Jeans, GANT, Anta Sports, Louis Vuitton, The North Face, Sandro, Alpha Industries и др.

По прогнозам Forrester Research, к 2022 году 64% всех онлайн-покупок будут совершаться через маркетплейсы. Что это значит для остальных игроков рынка e-commerce?

Действительно, формат маркетплейсов очень удобен для покупателя, поскольку сочетает в себе колоссальное предложение на одном сайте. Если оно сочетается с низкими ценами и хорошим качеством, то популярность площадки начинает стремительно расти и привлекать покупателей. Данную стратегию успешно реализовал в России AliExpress. Пик развития компании в России пришелся как раз на кризисные годы, до этого значимого положения на российском рынке она не занимала, хотя начала работать еще в 2010 году. Таким образом, именно кризис стимулировал развитие маркетплейсов в России, и на примере иностранных ритейлеров российские компании также задумались о реализации данной стратегии продаж. Тем не менее, даже самый крупный маркетплейс не может обеспечить достаточную глубину ассортимента в узких категориях, причем в самых разных – от автозапчастей до электротоваров. Поэтому на рынке останется место и для специализированных игроков.

Как обстоят дела с офлайн-ритейлом в России? Можем ли мы наблюдать регенерацию офлайна?


Не секрет, что последние три года для одежного ритейла были довольно сложными. Обвал рубля, высокая инфляция, рост издержек, падение потребительского спроса – все это не способствовало процветанию бизнеса. Сетевые игроки, несмотря на силу брендов, накопленный опыт, лояльную аудиторию, столкнулись со значительными проблемами. Изучив динамику развития 1 200 крупнейших сетевых операторов fashion-ритейла, мы убедились в этом. За 2015 – 2017 года закрылись более 2 000 специализированных магазинов одежды и более 1 000 обувных магазинов рассмотренных игроков. За последний год ситуация стабилизировалась: розница операторов рынка начала расти, отыгрывая потери. Однако открытия сетевых магазинов не столь масштабны. Если в феврале 2018 года мы насчитали 19 394 магазина одежды и 12 346 магазина обуви, то по данным на текущий год – лишь 19 648 и 12 669. То есть сетевая розница приросла лишь на 577 магазинов.

Игроки рынка на сегодняшний день фокусируют свое внимание не столько на экспансии и планах по расширению географии присутствия, сколько на развитии онлайн-продаж. Стагнация в офлайне на фоне стремительного развития интернет-продаж заставляет операторов модной индустрии активно перестраивать бизнес-процессы, делая все больший акцент на e-commerce.
Зачем крупные онлайн-ритейлеры идут в офлайн?

Данный процесс является естественным путем развития и взросления рынка. В случае с рынком фэшн-товаров, примерка вещей является обязательным атрибутом покупки. Однако курьерская доставка не всегда удобна как для покупателей, так и для ритейлеров. В этом плане стационарные пункты примерки являются оптимальным выходом из ситуации – ритейлеры оптимизируют логистику, а покупатели получают возможность примерить и купить товар в удобное для себя время и не зависеть от курьера. Кроме того, офлайн-присутствие интернет-ритейлеров повышает уровень их узнаваемости и степень доверия покупателей.

В прошлом году мы наблюдали снижение покупательской активности: набирали обороты тренды на антиконсьюмеризм и smart shopping. Чего стоит ожидать в 2019-2020 годах?

Как уже отмечалось выше, проблемы с денежными доходами населения никуда не делись. Россиянам по-прежнему не хватает средств, кроме того экономическая ситуация в России вынуждает граждан выравнивать свое потребление с помощью займов, которые тратятся, однако, на дорогие приобретения и не попадают на рынок fashion-товаров. Хотя, согласно данным Росстата, произошло увеличение заработных плат, это никак не сказалось на уровне располагаемых доходов. Согласно прогнозу экономистов Центра развития НИУ ВШЭ, рост российского ВВП замедлится до 1,3% в 2019 году и незначительно ускорится до 1,6% в 2020 году. Негативный вклад в развитие экономики внесут также снижение цен на нефть, замедление роста экспорта и повышение ставки НДС. Все это отразится и на покупательском поведении.
Арюна Тардис – спикер Форума BE IN OPEN 2019, который пройдет в московском ЦСИ Винзавод с 30 мая по 1 июня. Ознакомиться с образовательной программой Форума можно здесь.
АННА МАГРИЦКАЯ / TALENT MANAGER, ELLEN SHEIDLIN'S AGENT
Всем глобальным брендам сегодня хочется сумасшедшего и искреннего креатива, чтобы привлечь внимание искушенного интернетом поколения Z. И новые блогеры его предоставляют. Елена Шейдлина поняла формулу успеха раньше многих, и на ее счету уже есть коллаборации с Moncler, Undiz, BMW и Fanta. Мы поговорили с агентом Елены Шейдлиной, talent-менеджером Анной Магрицкой, о том, как реализуются эти коллаборации и как нужно рекламировать свой продукт сегодня.
КУПИТЬ БИЛЕТ
билет
на 3 дня
— Доступ к лекциям и мастер-классам Конференции
— Посещение всех зон Выставки бизнесов и марок
— Видеозаписи всех выступлений, которые непросто посетить одновременно
— Вечеринка «Музыка и марки», на которой можно выпить и потанцевать с будущими партнерами
— Общение в приятной компании
₽6999