КАК СОЗДАВАЛАСЬ
КОЛЛЕКЦИЯ J.KIM SS 20

Год назад дизайнер Женя Ким, создательница одного из самых оригинальных и концептуально сильных российских брендов J.Kim, объявила о творческом перерыве и уехала в Узбекистан. Мы ждали ее возвращения с новой коллекцией и наши ожидания были не напрасны. Получилась прекрасная работа, в которой локальные узбекские техники и этнические визуальные концепции стали основой для актуального модного продукта. Мы поговорили с Женей о том, чем была вдохновлена коллекция, какую этическую миссию несет и в каких обстоятельствах была сделана.
Ты долго находилась в Узбекистане. Всю страну объехала?
Я была много где: в Нурате, Нукусе, Ангрене, Бухаре, Самарканде, Ургуте, Маргилане. В Узбекистане я провела год, периодически выезжая в Москву. Один раз поймала себя на мысли, что я вообще не понимаю, где теперь мой дом. В Узбекистане, в отличие от Москвы, ритм жизни намного медленнее – можно сконцентрироваться на творчестве.
Расскажи о коллекции, которая у тебя там получилась.
Она про узбекское приданое. Раньше девочки с 10 лет начинали готовить себе приданое, вышивали сюзане, традиционные настенные ковры. Все самое красивое они делали к свадьбе. А сейчас это все исчезает – вместо сюзане и шикарных бархатных курпачей, узбеки покупают какую-то ужасную китайскую мебель. Я хотела дать традиции новую жизнь и использовала в создании коллекции старинные техники, помещая их в современный контекст. Так что человек не знающий может и не провести параллели с вышивками узбекских сюзане.
В Узбекистане культ свадеб. Свадьба и рождение ребёнка – самые важные события в жизни узбеков. Там деньги копят ради этой свадьбы, живут ради нее. Свадьбой они показывают своему окружению, чего они в жизни добились. Это конечно грустно – у большинства девушек нет никаких больше интересов, кроме как выйти замуж. Основная тема коллекции – приданое, но суть в том, что женщина может сделать это для себя. Не для мужа, не для окружения. Просто потому, что она вдохновляется этой эстетикой. На мой взгляд, женщина в первую очередь должна думать о себе, а не угождать мужу. В Узбекистане бывает, что некоторые даже не знают толком своего жениха, но делают все, чтобы выглядеть хорошо в глазах его семьи.
Вообще я же не планировала ехать и вдохновляться для новой коллекции, а просто хотела разобраться в себе. Я месяца три пыталась прийти в себя, найти смысл своей профессии. А потом случайно встретилась с женщинами, которые красят ткань вручную, делают вышивку. Они меня и вдохновили на то, чтобы начать что-то делать. И коллекция получилась про ремесленников, про женщин, которые занимаются этим очень много лет. Так сложилось, что они все – одиночки, без мужчин растят детей, обеспечивают их вот этой своей красивой профессией.
Они участвовали в создании коллекции?
Да, в Узбекистане она и сделана. Это был для меня самый необычный опыт создания коллекции. Вот, к примеру, все цвета тканей для коллекции мы подбирали вручную – я целыми днями проводила в доме красильщицы, пока она делала образцы. Параллельно она кормила меня пловом, а с ее внуками я учила узбекский язык.
Вышивальщиц я искала очень долго. Хоть узбекская вышивка и известна, хороших вышивальщиц там очень мало. Востребована только дешевая вышивка. Мне пришлось поехать в город Нурату, который славится своими вышивальщицами. И даже там среди 50 вышивальщиц я нашла только двух, которые умеют делать работу качественно.
Печально, что в Узбекистане исчезает всё красивое, все эти ручные техники. В Нурате вокруг главной достопримечательности много палаток с сувенирами, но ни в одной из них нет предмета, произведенного на территории Узбекистана. Там все китайское. Все эти адрасы, только напечатанные на полиэстере, пластиковые игрушки, которые раньше из глины делались. Нам для съемки нужны были старинные сундуки. На барахолках их можно еще найти, а в домах – нет. Для узбеков старые вещи – признак бедноты, они стараются от них избавляться. Самые красивые дома там у бедных людей, но они очень стыдятся этого.
«ТЕКСТЫ О МОДЕ» ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ ЯЗЫК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО РАЗМЫШЛЯТЬ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Подпишитесь на рассылку BE IN OPEN
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности