Аскар Рахимбердиев

Генеральный директор сервиса «Мой склад»

В России вводится обязательная маркировка товаров. По сути, эта система должна эффективно бороться с контрафактом: с 1 июля 2019 года нужно будет обязательно маркировать обувь, а с 1 декабря – одежду. Мы поговорили с Аскаром Рахимбердиевым, генеральным директором сервиса «Мой склад», который участвует в проекте маркировки с момента пробного запуска. Узнали, каковы реальные сроки вступления в силу обязательной маркировки одежды и обуви, как работать с этой системой и сколько хлопот она принесет малым маркам.
Как происходит процесс ввода системы маркировки на обувь и одежду?

Маркировка вводится для борьбы с «левым импортом» и с контрафактом. Это, кстати, не первая попытка ввести систему маркировки товаров в России – был ЕГАИС, к примеру. Но с какого-то момента решили, что будут делать по-новому – в рамках единой системы. В данный момент более или менее успешно запускают маркировку табачных изделий. Там немного не успели, дедлайн был 1 марта, но его перенесли на 1 июля. При этом с сигаретами все просто – там немного производителей и импортеров и они все крупные. На них эти процессы достаточно быстро обкатывают.

С обувью все намного сложнее, потому что бизнес-процессы в этом сегменте другие. Например, обувь можно вернуть, сигареты – нельзя. А что делать с возвращенным товаром? Код маркировки уже может не читаться — как его обрабатывать? Еще одна сложность: в этом сегменте огромное количество мелких участников рынка. И возникает куча вопросов на тему того, как с ними всеми работать. Поэтому по обуви очень сильно переиграли сроки. Сейчас ближайший дедлайн – это 1 октября. А в полную силу система должна вступить с 1 февраля 2020 года. Что касается одежды, то ввести маркировку в этом сегменте планировали с 1 декабря. Но дедлайны тоже скорее всего сдвинутся.
Пока непонятно, как производители будут получать доступ к регистраторам, с помощью которых и выдаются коды. Были мысли сдавать эти устройства в аренду, но возможно придется их покупать. Магазинам тоже скорее всего придется приобретать устройство для того, чтобы продавать товары, у которых маркировка стерлась или не читается. Их нужно перемаркировать.
Как происходит процесс подключения к системе маркировки?

Процесс прост: вы подключаетесь и размещаете в системе заказы на коды. Потом полученные этикетки с кодами нужно распечатать и приклеить на коробки с изделиями. Единственное, что сейчас не удобно, – система привязана к GTIN. Это глобальные штрих-коды, которые регистрируются на мировом уровне. В перспективе система должна перейти на национальные коды.

Пока непонятно, как производители будут получать доступ к регистраторам, с помощью которых и выдаются коды. Были мысли сдавать эти устройства в аренду, но возможно придется их покупать. Магазинам тоже скорее всего придется его приобретать для того, чтобы продавать товары, у которых маркировка стерлась или не читается. Их нужно перемаркировать.

Сколько стоит подключение такой системы?

Сейчас – пилотная версия, подключение производится бесплатно. Понадобится квалифицированная электронная подпись примерно за 3 тысячи рублей в год (уже существующая для сдачи отчетности подойдет). В онлайн-кассе скорее всего придется обновить прошивку (от нуля до 2 тысяч рублей) и купить сканер с поддержкой 2D-штрихкодов (от 4-5 тысяч).

Планируется, что один код будет стоить 50 копеек. Не очень понятно, сколько будет стоить сама регистрация в дальнейшем. Пока никакой информации об этом нет.

Ситуация: закон вступил в силу, а у вас – остатки старого товара без маркировки. Что с ними делать?

С этим все нормально. Планируется упрощенный процесс маркировки остатков. Допустим, у вас в остатках 500 пар обуви, вы и заказываете 500 кодов. Их нужно будет просто расклеить.

Что будет с ресейл-проектами? Они сами должны будут маркировать одежду и обувь?

Да, сами. В данном случае это будет обязанность магазина.

Как будут маркироваться сумки, аксессуары и украшения?

Маркировка этих категорий только в планах. Вообще, программа перехода на систему маркировки рассчитана до 2024 года.

Чем система маркировки поможет малым маркам, которые не страдают от подделок?

Крупным производителям от этой системы в основном плюсы. А для малых марок нет практически никакой пользы, только дополнительные накладные расходы и хлопоты – нужно подключаться к счетной системе, нужно выстраивать софт, нужно получать эти коды. А потом придется сверять то, что находится в системе маркировки с тем, что на самом деле в наличии. В общем, бизнес-процессы усложнятся.
Аскар Рахимбердиев - спикер Форума BE IN OPEN 2019, который прошел в московском ЦСИ Винзавод с 30 мая по 1 июня. Ознакомиться с образовательной программой Форума можно здесь.
Насколько хорош формат коллаборации в качестве инструмента брендинга? Как Big Idea работает при отсутствии средств? Почему fashion-проекты в России особенно зависят от ярких визуальных решений? Об этом мы поговорили с основательницей брендингового агентства Bobo in Paradise Марией Азовцевой – они сделали коллекцию одежды «Город солнца» с Антохой МС и делятся своим опытом.
Всем глобальным брендам сегодня хочется сумасшедшего и искреннего креатива, чтобы привлечь внимание искушенного интернетом поколения Z. И новые блогеры его предоставляют. Елена Шейдлина поняла формулу успеха раньше многих, и на ее счету уже есть коллаборации с Moncler, Undiz, BMW и Fanta. Мы поговорили с агентом Елены Шейдлиной, talent-менеджером Анной Магрицкой, о том, как реализуются эти коллаборации и как нужно рекламировать свой продукт сегодня.