выпуск 1. статья 1.
тренды [2020]
автор: Максим Муратов
Говорить о модных трендах сегодня
невозможно, не апеллируя к социальным
факторам. Мы входим в эпоху пост-потребления: рынок одежды перенасыщен и ему нужно
обновление. К 2020 году многое
из того, что сейчас только
прогнозируют, должно произойти.

Устойчивое потребление – уже очень сильное убеждение в глобальном контексте, и к 2020 году в мире оно, скорее всего, будет доминирующим. В России ситуация с этим сложнее – несмотря на то, что люди уже охотнее покупают вещи в ресейл-магазинах, ими в первую очередь движет экономия, а не мысли об экологии. Однако процесс пропаганды устойчивого потребления уже запущен. Да и все явно подустали от быстрой моды и возвращаются к более качественным и долговечным вещам. А это уже результат.
В нашей стране на данном этапе в первую очередь движет желание купить что-то хорошее подешевле. Люди устали от синтетики, от вещей «до первой стирки» и те, кто покупает подержанные товары люкс, в первую очередь платят за качество. Они за эти деньги в той же самой Zara не купят вещь такого качества. И в последнюю очередь они думают об экологии. Их это мало волнует. Думаю, что это общее состояние нашего общества. Мы пока еще не дозрели до этого.
Анна Любан, основатель ресейл-проекта Second Friend Store (Москва)
В России многие просто брезгуют покупать ношеные вещи. Бывает, что к нам заходят иностранцы. У них нет этой брезгливости, там другое восприятие. Они просто видят, что это аутлет, что это прошлые сезоны, но вещи актуальные, крутые и очень дешевые. К тому же, идея перепродажи вещей очень популярна сейчас на Западе. Там понимают, что в мире производится слишком много одежды, что люди не способны все это сносить. А российского потребителя еще надо воспитывать.
– Светлана Бекасова, основатель ресейл-проекта Pif Paf Supershop (Санкт-Петербург)
Устойчивая мода подразумевает под собой и поиск новых экологичных материалов. Их разрабатывают по всему миру, и многие уже очень скоро будут запущены в массовое производство. В общем, в 2020 году мы должны видеть в магазинах новые ткани.
"Новые технологии и инвестиции в текстильной промышленности в первую очередь ориентированы на долгосрочные перспективы и рациональное использование ресурсов. Итальянская компания Orange Fiber первой в мире разработала технологию производства текстиля из апельсинового жмыха – непрерывного продукта отхода пищевой промышленности. По ощущениям волокно напоминает шелковое, его можно смешивать с любыми натуральными и искусственными волокнами для достижения необходимого эффекта ткани"
Оля Глаголева
Помимо экологичных материалов к 2020 году должны войти в широкое применение 3D-печать и носимые технологии. И если о первой уже всё ясно – дизайнеры уже создают одежду с помощью 3D принтеров, и осталось совсем немного, прежде чем это станет чем-то привычным и широко распространенным, то завоевание рынка носимыми технологиями только прогнозируют.
"3D-печать сейчас уже активно используют, а вот носимые технологии только развиваются. Мне кажется, что пока единственным таким коммерчески успешным проектом была умная куртка Levi's и Google. Они внедрили в ткань кондуктивные нити, которые проводят электричество. Я ожидаю, что скоро будет революция в этой сфере. Самая большая проблема носимых технологий – это пока достаточно крупные батареи. Но сейчас уже появились гибкие и плоские. Их пока нет в свободной продаже, но когда этот вопрос решится, точно случится переворот"

Снежана Падерина, дизайнер, популяризатор 3D-печати и носимых технологий
В общем, пропаганда устойчивой моды, носимые технологии, новые экологичные материалы и 3D-печать уже в ближайшие несколько лет должны изменить отношение к потреблению одежды в мире. А следовательно и серьезно повлиять на модные тренды.

Еще один социально-важный момент, который повлияет на тренды будущего – смывание возрастных границ. Чем дальше, тем меньше возраст должен работать, как социальный маркер. Это связано со старением поколения Х и приходом к зрелому возрасту поколения Y. Характерная черта представителей этих поколений – инфантилизм. Этот фактор влияет и будет влиять на выбор одежды. К тому же доминирующим стилем сейчас является спортивный, и он слишком сильно закрепился в моде, чтобы перестать быть актуальным хотя бы в последующие пять лет. А спортивный стиль абсолютно универсален.

Ко всему прочему бодипозитивизм все больше и больше усиливается, эйджизм, который всегда характеризовал модную индустрию, культивирующую юность, сейчас порицаем обществом, а возрастными моделями уже никого не удивить. И здесь следует говорить о культивации самобытности: все имеют право быть разными, и чем дальше тем больше эта разность и уникальность выходит на первый план и ценится все больше и больше.

А если говорить о торжестве самобытности, то нельзя не упомянуть и об увлеченности миром локальными культурами. Это тоже реакция на глобализацию, которая несет за собой некоторую культурную усредненность. Стали интересны локальные культуры, экзотические стили. В России это особенно заметно, так как страна очень большая, и локальных культур огромное количество. И каждая из них самобытна. Но эта локальность уже не может существовать сама по себе. Мы живем в информационную эпоху, и локальность должна быть встроена в глобальный процесс. Именно такое взаимодействие дает взаимопроникновение культур.

В свою очередь высокие технологии будущего особенно интересны именно во взаимодействии с архаикой, с традиционностью. И это тоже весьма sustainable, когда старые ручные самобытные и локальные техники пестуются и поддерживаются высокими технологиями. Мы уже видели как технологии уничтожают традицию. Теперь нам этого видеть не хочется. Нам хочется видеть диалог, а не конфликт. И это кстати тоже связано с тем, что мир находится в предчувствии серьезных политических конфликтов. И все понимают, что мы можем выжить, только найдя диалог.

Ну и если говорить о страхах катастрофы и важности нахождения культурных диалогов, то стоит упомянуть и о таком сильном направлении как подъем духовности. Люди переосмысляют свое отношение к религиозной культуре, ищут духовные практики. И это не только обращение к доминирующим мировым религиям, но и увлеченность разнообразными мистическими учениями, шаманизмом и т.п. И это тоже реакция на глобальный стресс от мировых политических потрясений, от чересчур сильного информационного потока, который норовит нас всех утопить, от загрязнения природы, ведь духовность – это путь ее познания в первую очередь.

Основываясь на вышепредставленных аргументах, мы выделили пять глобальных трендов на 2020 год, а также адаптировали их под российский культурный контекст.
1
Локальная этника
Тренд базируется на диалоге между локальными этническими культурами, известными только в отдельных регионах, и глобальным культурным контекстом. Это могут быть пересечения со спортивным стилем, с широко известной этнической эстетикой, такой как африканская, к примеру, с субкультурами. Этот тренд свободен для интерпретаций - южное может быть перемешано с северным и дополнено кроссовками, Азия может соединяться с Африкой и отрабатываться в стритвире. В общем локальная этника – это про то, как малые этнические культуры могут адаптироваться в современном мире, не оставаясь при этом архаичными.

В России огромное количество коренных народностей, и культура многих неизвестна никому за пределами отдельных локальных территорий. Из них можно черпать вдохновения и соединять с казалось бы несоединимым. Визионер тренда: Jahnkoy. В стиле марки казалось бы парадоксальным образом соединены африканские мотивы с украинскими вышивками и все это – в коллаборации с Puma.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
2
Магический реализм
После показа Gucci SS 2018, который был стилизован в оккультно-мистическом ключе с большим количеством соответствующих деталей типа третьего глаза, отрезанных голов, тюрбанов, кукол вуду и мистических амулетов как будто из фильмов про колдовство 70-х годов, история про мистику стала очень актуальной. И Gucci были только катализатором. По сути тренд на всё потустороннее является закономерным витком традиционной dark-эстетики, которая из сезона в сезон оборачивается немного по другому, но суть остается той же.

Магический реализм – оккультная бижутерия, отсылки к образам ведьм из фильмов ужасов 60-х-70-х типа «Суспирия», «Ребенок розмари» или «Плетеный человек». Это бытовой оккультизм во всем его антураже: тюрбаны, яркий макияж, многослойность, элементы цыганского и восточного стилей, обилие драпировок. При этом магический реализм – это и увлеченность природными текстурами - мох, плесень, грибок, украшения естественных форм a La Лесная ведьма. Это и шаманизм, и восточные духовные практики, в общем, эклектика, замешанная на всем мистическом.
Photograph: lee Scott / Unsplash
Photograph: lee Scott / Unsplash
Photograph: lee Scott / Unsplash
Photograph: lee Scott / Unsplash
Photograph: lee Scott / Unsplash
Photograph: lee Scott / Unsplash
3
Скромная мода
Modest Fashion – сдержанный, скромный стиль одежды, преимущественно женской, который традиционно связывают с влиянием мусульманской эстетики. Мусульманская тема сегодня актуальна для всего мира: крупные мировые бренды отдают дань этой традиции, существует множество локальных марок, часть из которых делает более светские варианты, а часть – более традиционные.
"Для российского рынка это действительно феномен: создавая агентство, мы предчувствовали этот тренд, но не думали, что он так быстро разовьется. За год из социальной организации мы превратились в группу компаний. С одной стороны, это было удивительно, но с другой ‒ стало очевидно, что рынок должен отреагировать на количество потребителей-мусульман. Растет и уровень, и качество потребления, появляется большое число образованных состоятельных мусульман. Все бизнесы, которые осознали этот тренд, презентовали новые продукты ‒ даже компания «Билайн» разработала тарифный план для мусульман"

Наталья Нармин Ичаева, сооснователь агентства WANDI Group (Woman & Islam), которое занимается продвижением мусульманских брендов одежды
Мусульманская одежда отличается минимализмом, оверсайзом, почти полной закрытостью всего тела.
"В мусульманской одежде в принципе не должно быть обращений к Западу или чему бы то ни было еще. Мы придумали себе такие упрощения, чтобы не выделяться из толпы, чтобы не вызывать агрессию. Если правильно сделать мусульманскую одежду, это будет очень современно и очень красиво. Это понравится даже девушкам не в исламе. Может быть, это будет в дальнейшем, а пока я играю. Мне бы хотелось научиться делать очень крутой минимализм"

Но modest fashion – это не только мусульманская одежда. Этот термин распространяется и на одежду представителей других религиозных конфессий. Если говорить о России, то это стиль православных христиан. Он конечно намного более свободен, чем мусульманский, но тоже отличается некоторой закрытостью, скромностью. Для женщин – это юбки ниже колена, голова, покрытая платком, умеренные цвета, закрытые руки и грудь. В качестве примера в российской моде могут служить работы Ульяны Сергеенко, как раз представляющие дорогой и при этом почти патриархальный образ с отсылками к ретро-эстетике.


Асия Бареева, дизайнер
4
Арт-самобытность
Одно из основных направлений в трендвотчинге – отсылки к арту, к тем или иным его проявлениям, будь то поп-арт, неоклассика, экспрессионизм, модернизм, сюрреализм или что еще. Арт-тренд 2020 года более свободен от культурных интерпретаций. И это связано с одним из главных понятий нашего времени – самобытностью. Мы подустали от постмодернизма с его бесконечным цитированием и ироничным отношением к культуре прошлого. Мы хотим арта на эмоциях, без сложных интеллектуальных подоплек, в котором если и имеют место отсылки, они так перемолоты личным видением художника/дизайнера, что могут быть восприняты только в качестве отдаленных источников вдохновения.
Арт-самобытность в одежде может выражаться не только буйством стиля, но и какой-то одной яркой и необычной деталью на вполне привычного кроя и цвета вещах. Это некий знак, выделяющий неоднозначную личность из толпы, которая не станет прикрываться отсылками к чему-то известному, а имеет смелость показать что-то новое.
5
Китч 2000-х
Это очередной ностальгический тренд. Увлеченность стилем 90-х сходит на нет, а так как всё циклично, за 90-ми приходят 2000-е, которые всегда эстетически воспринимались весьма неоднозначно. 2000-е отличались неумеренностью фактур, цветов и деталей, где леопард соединяется с красной змеиной кожей, стразами, джинсами-клеш и золотым кулоном со своим именем, подобным тому, который носила Кэрри Бредшоу и вслед за ней – половина молодых девушек в начале 2000-х.
Сегодня 2000-е уже отчаянно надвигаются на 90-е, и это видно по последним коллекция Balmain и Versace и Instagram-аккаунту Ким Кардашьян. При этом сегодняшний китч 2000-х очень ироничен по отношению к оригинальной эпохе. В общем, так его и правильнее воспринимать.
© 2014 All Rights Reserves
Facebook | [email protected]