ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА
FASHION-ЮРИСТ ЯНА ЧИРКО ОБЪЯСНЯЕТ, ЧТО И КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ ФОТОГРАФУ, ЧТОБЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЗАКАЗЧИКОМ НЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ СКАНДАЛОМ
ТЕКСТЫ О МОДЕ
«ВЫ НЕ СНИМАЕТЕ ФОТОГРАФИЮ,
ВЫ СОЗДАЁТЕ ЕЁ»
– Ансель Истон Адамс
Сто сорок лет назад фотограф Наполеон Сарони из Нью-Йорка встретил путешествующего по стране Оскара Уайльда и создал, вероятно, самый его известный фотопортрет. После этой встречи Уайльд продолжил свой тур по стране, а компания Burrow-Giles Lithographic, получив доступ к снимку, продала около ста тысяч его копий, не заплатив фотографу ни цента. Сарони подал на компанию в суд и выиграл дело. Он не только получил от нарушителей 600 долларов компенсации, но и впервые в истории доказал, что фотография – это творчество, а не просто нажатие кнопки. Как ни странно, вопрос о творчестве в работе фотографа за 140 лет не стал более очевидным. Такие споры, как и споры о нарушении прав фотографа, разбираются судами по сегодняшний день. В этой статье задан ряд, казалось бы, очень простых вопросов, ответ на которые не всегда так очевиден.
1. Всегда ли фотография защищается авторским правом?
1.1. Авторским правом охраняются не любые снимки, а только те, которые созданы творческим трудом. Критерий «творчества» – ключевой для признания фотографии объектом авторского права, и, одновременно, самый дискуссионный. В судебных спорах о нарушении прав на фотографии часто используется аргумент о том, что фотография – это просто техническая фиксация объектов, лишённая всякого художественного контекста. Проще говоря, фотограф нажимает кнопку и снимок создается автоматически, соответственно, творческий процесс отсутствует. Такие ситуации возможны, если речь идёт, например, о снимке, который впопыхах делается по просьбе туриста. Однако отсутствие креатива в студийных и профессиональных съёмках практически исключено.


1.2. Споры о творчестве в деятельности фотографа во многом связаны и с тем, что понятия творчества и культурной значимости фотографии для многих людей идентичны. Однако, с правовой точки зрения, профессиональный уровень фотографии, оригинальность, оценка работы фотографа критиками не имеют значения для признания фотографии объектом авторского права. Например, у Суда по интеллектуальным правам следующая позиция о том, что такое «элемент творчества» в фотографии: фотография является итогом творческой деятельности, так как автор вложил в неё своё видение объекта фотографирования с использованием художественных средств фотоискусства - выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъёмки, установка света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъёмки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива, выстановка выдержки затвора, настройка диафрагмы, настройка резкости кадра, проявление фотоплёнки (для плёночных фотоаппаратов), проявление фотографий (для плёночных фотоаппаратов), обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов)» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 13.03.2014 № С01-133/2014 по делу № А50-10903/2013, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.12.2016 N С01-1158/2016 по делу N А40-18849/16)


1.3. Важный момент – авторское право охраняет фотографии, но не подход к их созданию. Например, если кто-то незаконно использует киноленту «Королевство» Ларса фон Триера – это нарушение. Однако, если кто-то решает создать фильм, руководствуясь десятью правилами из манифеста «Догма 95», нарушения авторских прав нет.

2. Когда у фотографа возникают права?
2.1. Авторские права возникают в момент фиксации снимка, даже если этот снимок ещё нигде не опубликован. В отличие от товарных знаков, для того, чтобы подтвердить возникновение авторских прав на фотографии, их не нужно нигде регистрировать.

2.2. Закон говорит о том, что автор фотографии – лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре фотографии либо иным образом, если не доказано иное. Ключевой в этой норме является фраза «если не доказано иное». При возникновении конфликтов с лицом, которое, по мнению фотографа, незаконно использует его фотографии, фотографу потребуется доказать:

– наличие у фотографа авторских прав на снимок, который, как он считает, используется незаконно;
– использование ответчиком снимка;

Ответчик, соответственно, будет стараться опровергнуть оба указанных обстоятельства, в том числе, утверждая, что истец – не автор спорной фотографии.
2.3. Самый оптимальный и наименее затратный способ – завершив работу над снимком, обрезать его со всех сторон на пару миллиметров и направить заказчику или опубликовать именно такие «обрезанные» снимки. В случае спора у фотографа будет достаточное подтверждение того, что он является единственным лицом, у кого есть спорная фотография в оригинальном размере.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ДОКАЗЫВАНИЯ СВОЕГО АВТОРСТВА, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТОГО, ЧТО СНИМОК БЫЛ СОЗДАН ИМЕННО КОНКРЕТНЫМ ФОТОГРАФОМ:


- задепонировать фотографию в Национальном фондохранилище отечественных изданий и регистрации авторских прав на произведение. Такую услугу оказывает, например, РАО «Копирус». Минусы процедуры депонирования – во-первых, стоимость услуги (примерно 1000 рублей за фотографию), во-вторых, организационные моменты – необходимость заполнения ряда документов, их пересылки на адрес РАО;
- опубликовать фотографию в своем блоге. Минус такого способа – далеко не всегда фотограф вправе опубликовать снимок, в частности, созданный для клиента;
- сохранить снимок в файлохранилище, настройки которого не предполагают возможности изменения даты загрузки файла или самого файла (блокчейн здесь был бы очень полезен).


3. Какие права возникают у фотографа?
3.1. У автора фотографии возникает две категории прав:

1) исключительное (имущественное) право на произведение – право использовать фотографию в любой форме и любым способом, а также запрещать третьим лицам её использование.Нарушением исключительного права на фотографию является любое несогласованное с фотографом использование его фотографий, кроме способов свободного использования, о которых речь пойдет ниже.

2) Авторские (личные неимущественные) права, в частности:

• право признаваться автором фотографии (право авторства);

• право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени (право автора на имя);

• право защищать фотографию от любых изменений (право на неприкосновенность произведения);

• право на обнародование (публичный показ, релиз) произведения.

3.2. Если такие действия, как использование фотографии без согласия автора, использование фотографии без указания имени автора – понятные примеры нарушения прав фотографа, то споры, возникающие из нарушения права на неприкосновенность произведения, в России достаточно редки. Самыми яркими примерами нарушения права автора на неприкосновенность произведения являются случаи колоризации фильмов и фотографий, которые автор создавал чёрно-белыми, потому что таков был его художественный замысел. Эстетика произведения кардинальным образом меняется, что в определенных ситуациях может влиять на репутацию автора.

4. Всегда ли права принадлежат фотографу?
4.1. Авторские (личные неимущественные) права всегда принадлежат автору. Даже в случае, если фотография создаётся по заказу и все права на её использование передаются заказчику, фотограф всегда вправе требовать указания своего имени, а также запрещать внесение в фотографию любого рода искажений, не являющихся её переработкой. Условия договора о том, что фотограф, передавая заказчику фотографии, отказывается от своих авторских прав, ничтожны. Даже при наличии в договоре с заказчиком таких условий фотограф, тем не менее, вправе обратиться в суд за защитой своих авторских прав.

4.2. Что касается исключительного права на фотографии (права использовать фотографии), оно не всегда принадлежит фотографу. К примеру, исключительное право на фотографии, созданные штатным фотографом, принадлежит его работодателю. Это правило распространяется также на те случаи, когда фотограф является соучредителем фотостудии или креативного агентства и одновременно устроен в свою же компанию фотографом. В ситуации корпоративного конфликта, выхода фотографа из состава участников компании, продажи доли третьему лицу, все исключительные права на фотографии останутся у компании.

5. Всегда ли требуется согласие автора на использование фотографии?
5.1. Не всегда. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда фотография может использоваться без получения согласия автора и без выплаты ему какого-либо вознаграждения, но с соблюдением авторских прав фотографа (fair use). Из перечня оснований свободного использования произведений к опубликованным фотографиям наиболее применимы случаи:

• воспроизведения фотографии гражданами исключительно в личных целях;

• цитирования фотографий в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора в объёме, оправданном целью цитирования;

• использования фотографий в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;

• воспроизведения, распространения, доведения до всеобщего сведения фотографий, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если такие фотографии являются основным объектом использования или если они используются в коммерческих целях.

КЕЙС.
ОДНИМ ИЗ САМЫХ РЕЗОНАНСНЫХ ДЕЛ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В 2017 ГОДУ СТАЛО ДЕЛО ФОТОГРАФА ИЛЬИ ВАРЛАМОВА ПРОТИВ ООО «АРХИ.РУ». ВАРЛАМОВ ОБРАТИЛСЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКВЫ, ОБНАРУЖИВ, ЧТО НА САЙТЕ WWW.ARCHI.RU БЕЗ ЕГО СОГЛАСИЯ ВЫЛОЖЕНЫ ПУБЛИКАЦИИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ОБЗОРУ БЛОГОВ, И РАЗМЕЩЕНЫ ОТРЫВКИ БЛОГА ВАРЛАМОВА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ФОТО. РЕСУРС АРХИ.РУ ВОЗРАЖАЛ, ЧТО ФОТОГРАФИИ ВАРЛАМОВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕЗАКОННО, ССЫЛАЯСЬ НА ТО, ЧТО ОНИ БЫЛИ ПРАВОМЕРНО ПРОЦИТИРОВАНЫ. ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС В ЭТОМ ДЕЛЕ: МОЖНО ЛИ ЦИТИРОВАТЬ ФОТОГРАФИИ ИЛИ ОНИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ В КАЧЕСТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ И ОБУЧАЮЩИХ РОЛИКАХ, А ЦИТИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНО НА ЛЮБОМ РЕСУРСЕ, И ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕЙ ЦИТИРОВАНИЯ ГОРАЗДО ШИРЕ.
РАЗРЕШАЯ
ДЕЛО ИЛЬИ ВАРЛАМОВА, ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ УКАЗАЛ,ЧТО ЗАКОН НЕ СОДЕРЖИТ ОГРАНИЧЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОЦИТИРОВАНЫ.
6. Когда фотограф нарушает чужие права?
6.2. Также фотограф может нарушить права модели на её изображение, что грозит ему требованием уничтожить все снимки, прекратить их распространение и компенсировать модели моральный вред. Это может случиться, если:

• фотограф приглашает для съемки модель, модель работает бесплатно, при этом никаких письменных согласий на использование образа модели фотограф от неё/него не получил;

• модель несовершеннолетняя, при этом фотограф получил согласие на использование её изображения от неё самой;


• фотограф получает согласие модели, однако в рамках обработки фотографии меняет пропорции её тела, цвет кожи, контекст фотографии и т.д., на что модель явным образом не соглашалась;


• фотограф публикует снимок стрит-стайл, фокусируясь на определённом человеке.

6.1. Самый очевидный случай нарушения чужих прав – «заимствование» работ или части работ своих коллег (например, фрагментов, шрифтов, отдельных элементов дизайна). Однако права третьих лиц могут нарушаться и в других, не столь очевидных случаях.

7. Как договориться о правах?
7.1. Если фотограф работает с заказчиком без договора, с точки зрения прав на фотографии его положение лучше, чем если этот договор есть, но его условия крайне невыгодны. Если речь не идёт о публикации фотографий в периодическом печатном издании, соглашение о предоставлении прав на них должно быть письменным. Если между фотографом и его заказчиком нет письменного договора о правах, основные риски, включая риск предъявления претензий о несогласованном использовании фотографий, – у заказчика, а не у фотографа.

7.2. В случае, если фотограф соглашается сотрудничать с корпоративным клиентом или с заказчиком, который не платит наличными, заключение договора будет инициировано заказчиком.

В ОТНОШЕНИЯХ С НЕБОЛЬШИМИ КЛИЕНТАМИ (НАПРИМЕР, МОЛОДЫМИ ДИЗАЙНЕРАМИ) У ФОТОГРАФА ЕСТЬ ХОРОШИЕ ШАНСЫ НАСТОЯТЬ НА ПОДПИСАНИИ ДОГОВОРА В ТОМ ВИДЕ, КОТОРЫЙ ЕГО УСТРАИВАЕТ. ОДНАКО КРУПНЫЕ ИЗДАНИЯ И КЛИЕНТЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЮТ СВОИ ФОРМЫ ДОГОВОРОВ, В КОТОРЫЕ ФОТОГРАФ МОЖЕТ ВНЕСТИ ТОЛЬКО САМЫЕ КРИТИЧНЫЕ ДЛЯ НЕГО ИЗМЕНЕНИЯ.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗМЕНИТЬ, НЕОБХОДИМО, ВО-ПЕРВЫХ, РАЗУМНО ОЦЕНИТЬ КОММЕРЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДОГОВОРА. НАПРИМЕР, УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС ШТРАФ В 10 000 РУБЛЕЙ ЗА КАЖДЫЙ ЧАС ПРОСРОЧКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКУ ФОТОГРАФИЙ? ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ПОЛУЧИТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СПУСТЯ ГОД, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫПОЛНИЛИ РАБОТУ? ВО-ВТОРЫХ, СЛЕДУЕТ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТА ИЛИ ИНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ, КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКАЗЧИК И НАСКОЛЬКО ОНА УСТРАИВАЕТ ФОТОГРАФА.

7.3. Предмет договора с фотографом зависит от того, созданы ли уже фотографии или их только предстоит создать. Если фотографии созданы, фотограф может либо полностью передать заказчику за вознаграждение или бесплатно все права на фотографии (договор отчуждения исключительного права), либо предоставить заказчику право использовать фотографии на эксклюзивной или не эксклюзивной основе, в определённом объёме (например, только в печатной рекламе, определённым тиражом) и в течение ограниченного периода времени (лицензионный договор).

7.4. Если фотосъёмка проводится по заданию клиента, отношения сторон будут регулироваться договором авторского заказа. Этот договор содержит два основных блока обязательств – выполнение работ по проведению фотосъёмки и обработке фотографий, а также распределение прав на созданные фотографии. В части распределения прав возможны, опять-таки, две опции – передача заказчику всех прав или предоставление возможности использовать фотографии в определенном объёме.


Договор авторского заказа, как правило, содержит следующие условия:
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

– что конкретно должно быть сделано фотографом (результат работ по договору, требования заказчика к работе фотографа, концепция съёмки). Чем детальнее согласован предмет договора, тем меньше в дальнейшем возникает вопросов о том, а того ли хотел заказчик, в той ли форме, весь ли объём работ по договору выполнен.
МЕСТО И СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

– адрес локации съёмки, период времени, отведенный для съёмки, срок передачи клиенту фотографий. Если в договоре срок выполнения работ не согласован – он считается незаключённым. По незаключённому договору у сторон не возникает никаких прав и обязанностей.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

– что конкретно каждая сторона вправе требовать от другой стороны при исполнении договора. В типовой форме договора, которую предоставляет клиент, как правило, у клиента обширный перечень прав, а у фотографа – обязанностей, которые нужно в каждом случае оценивать с точки зрения адекватности и выполнимости. Важно помнить, что если договор предусматривает обязанность фотографа никогда больше не создавать фотографии аналогичного характера (например, фэшн-фотографии), это прямо противоречит требованиям закона и заказчик никогда не сможет в судебном порядке заставить фотографа её исполнить.
СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

– если стоимость работ включает все расходы фотографа, то затраты на расходные материалы, оборудование, транспортные расходы дополнительно возмещаться заказчиком не будут. Поэтому, если фотограф не может оценить размер расходов заранее, желательно договариваться о том, что заказчик по факту возместит фотографу документально подтверждённые расходы. Такое условие желательно согласовывать, если проект длительный или съёмки проводятся в месте, в котором можно снимать только при определённых погодных условиях и т.д. Например, если съёмка происходит в арабской пустыне с экзотическими животными, но по приезду в место локации пошёл затяжной дождь, а животное почему-то умерло (реальный случай из практики), фотографу придётся провести в пустыне не день, как предполагалось изначально, а неделю. Соответственно, размер расходов фотографа может в итоге оказаться существенно больше, чем он изначально планировал. Подтвердить расходы можно чеками и иными документами, подтверждающими оплату услуг привлечённых фотографом лиц.
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

– срок и условия оплаты работы фотографа, а также вознаграждения за передачу или предоставление заказчику прав на созданные фотографии. Согласовывая условия о сроках выплаты вознаграждения, желательно заранее ознакомиться с отзывами о поведении заказчика. Если он постоянно задерживает оплату или вообще не платит фотографам есть смысл задуматься, хотите ли вы с ним сотрудничать. Если вы всё же идёте на такой риск, желательно предусмотреть условие о том, что существенная часть вознаграждения выплачивается в качестве предоплаты и при этом вознаграждение по договору распределяется следующим образом – большая часть суммы причитается за права, а меньшая – за работы. Что касается прав, наиболее сильным «козырем» фотографа на случай задержки платежей будет условие о том, что права считаются переданными/предоставленными заказчику в день, когда он производит полную оплату по договору. То есть, пока заказчик вам не заплатит, права на фотографии он не получит и, соответственно, уже у него возникает риск того, что если он всё же начнёт использование фотографий, фотограф сможет предъявить к нему претензию. Важно знать, что даже в случае, если заказчик вам такое условие не согласовал, в силу обязательных норм закона при существенной просрочке оплаты за права фотограф вправе отказаться от договора с заказчиком, потребовать возмещения убытков и «возврата» ему прав на фотографии, если эти права уже перешли к заказчику.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– вне зависимости от того, какой согласован размер ответственности фотографа за нарушение договора, в силу обязательных требований она по договору авторского заказа не может превышать суммы реального ущерба заказчика. Сумма реального ущерба, тем не менее, может оказаться существенной, так как в неё могут быть включены расходы заказчика на запуск рекламной кампании (покупку рекламных мест), на поиск и оплату работы другого фотографа, который сможет завершить начатую вами работу и т.д. Поэтому, согласовывая условия о штрафах, которые вы будете обязаны выплатить заказчику, нужно решить для себя, насколько реальны риски тех нарушений, за которые предусмотрен штраф (например, вы не сможете уложиться в сроки), и насколько вас устраивает сумма штрафа, которую заказчик потребует от вас в случае такого нарушения.
УСЛОВИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

– объём прав на фотографии, который передается заказчику, и условия их использования. Если фотографии создаются по заказу клиента, разумно, что клиент захочет получить на них все права. В случае отчуждения прав на фотографии заказчику следует особое внимание уделить следующим условиям: очень часто в договорах указано, что «фотограф разрешает заказчику использовать фотографии без указания его имени, а также вносить изменения и искажения в фотографии, не являющиеся переработкой фотографии». Этим условием заказчик пытается ограничить фотографа в его требованиях о соблюдении авторских (личных неимущественных) прав, о которых речь шла выше. Нужно понимать, что даже разрешив заказчику совершать такие действия, фотограф может отзывать своё разрешение в любое время, потому что, как было сказано ранее, авторские (личные неимущественные) права неотчуждаемы и от них нельзя отказаться. Также стоит помнить о том, что передав все права заказчику, фотограф не может использовать фотографии каким-либо образом. Поэтому если вы хотите публиковать фотографии в своем блоге в качестве примера работы, иметь возможность показывать их на выставках (без получения за это денег), все такие способы использования необходимо оговорить в договоре.
7.5. Если по тем или иным причинам заказчик хочет получить не все права на снимки, а лишь право их ограниченного использования, в договоре следует согласовать следующие условия:
• (не)эксклюзивность – будет ли заказчик единственным лицом, которое вправе использовать фотографии в течение определенного периода времени;

• условия об объеме прав – какими способами заказчик может использовать фотографии (например, воспроизводить, распространять фотографии определенным тиражом, использовать их в рекламе, публиковать в Интернете и т.д.);

• условия о сроке и территории использования – если стороны не договорятся об этом, по умолчанию такое использование разрешается только в России на протяжении пяти лет;

• стоимость прав (лицензии) – вознаграждение за права может быть фиксированным, а может исчисляться, например, как процент от продаж товара, рекламируемого с использованием фотографии;

• право выдачи сублицензий – право заказчика разрешить кому-то ещё использовать фотографии на тех же условиях, на которых эти права ему предоставлены фотографом. Если такое право в договоре не согласовано, оно считается не предоставленным;

• применимое право и место разрешения споров – если договор подчинен иностранному праву, практически всё, что указано выше со ссылкой на общие правила или обязательные (императивные) нормы закона, не применимо. В таком случае вы либо заключаете договор, руководствуясь общей логикой, либо привлекаете иностранного юриста для того, чтобы он оценил риски по договору.

7.6. Если у вас нет возможности привлечь юриста для составления договора, руководствуйтесь здравым смыслом. Внимательное прочтение договора, умение смоделировать и объективно оценить самые негативные сценарии сотрудничества на предложенных условиях, иногда важнее знания права.

В статье использована анимация Marija Ančić

В шапке статьи использованы фотографии Viviаne Sassen и Jean-François Lepage
В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ BE IN OPEN
В УНИВЕРМАГЕ «ЦВЕТНОЙ»
<< Предыдущий материал

О РИТЕЙЛЕ
Следующий материал >>

АЛФАВИТ НОВОГО ВИЗУАЛА
«ТЕКСТЫ О МОДЕ» ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ ЯЗЫК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО РАЗМЫШЛЯТЬ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Подпишитесь на рассылку BE IN OPEN
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности